Сергея Яковлевича часто приглашали выступить перед самой разнообразной аудиторией, на самых разных концертных площадках. Это были встречи–концерты перед учащимися общеобразовательных и музыкальных школ, перед студентами Педагогического института и Университета г. Саранска. Несмотря на свою занятость, Сергей всегда находил время для этих встреч, которые впоследствии перерастали в крепкую творческую дружбу.

В журнале «Феникс» в своей статье - С.Я. ТЕРХАНОВ: «МУЗЫКА МОЯ – МОЙ ХРУПКИЙ ЩИТ…» доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой культурологи, этнокультуры и театрального искусства МГУ им. Н.П. Огарёва Н.И.Воронина рассказывает о музыке Сергея Яковлевича, написанной им в разные годы:

Один великий человек сказал, что лучший способ оказать уважение уму читателя – поделиться с ним по-дружески своими мыслями, предоставив некоторую работу также и его воображению. Эти слова как нельзя лучше подходят к музыкальному творчеству Сергея Яковлевича Терханова, лишь с той оговоркой, что своими мыслями и чувствами со слушателями он делился в звуках.
В разные годы он писал песни, баллады, романсы, но их объединяет глубокое стремление показать величие и красоту человека, его труды и заботы, непосредственные впечатления об отдельных событиях, тревожные и радостные настроения. На волне всепоглощающего интереса к музыке, жизни, творчеству, таланту – россыпи оптимизма композитора и его блестящих удач.
В мае 2004 г. в зале Музыкального театра им. И.М. Яушева состоялся юбилейный концерт Сергея Терханова «На перекрестке времени». Это было одно из примечательнейших событий в музыкальной жизни города. Атмосфера концерта была удивительно сердечной, непринужденной, в чём очевидная заслуга самого композитора, выступавшего сразу в нескольких ипостасях – автор, исполнитель-солист, концертмейстер, поэт, ведущий…
В наше трудное время – время упадка нравственности и катастрофического снижения потребности людей в общении с настоящим искусством, поразителен тот факт, что зал был полон. Думается, что причина заключена в не совсем ещё утраченной способности публики – безошибочно угадывать, где её ждет встреча с подлинно талантливым музыкантом.
Вспоминаю беседу с Сергеем Яковлевичем на телевидении в тот год, когда только он приехал в Саранск (1987). Меня удивили тогда его детские песни, прежде всего их человечность и теплота. За ними угадывался какой-то совершенно особый, внутренний авторский мир. Естественный вопрос, с которым я тогда обратилась к Сергею Яковлевичу: «Что для него значит музыка?» В ответ прозвучало: «Я живу всегда какими-то потрясениями. Переживаю сам и стараюсь всё это передать в музыке». Композитор сослался на Игоря Талькова, человеческая и музыкантская позиции которого ему были особенно близки. «Один человек сумел объединить тысячи людей и убедил их быть самими собой и даже постараться стать лучше!»- эти слова мой собеседник произнёс с волнением. «На концерте памяти Игоря Талькова на сцену выходили исполнители, разные по стилю, по форме, манерам. Но что поразило», отметил Сергей Яковлевич, «не было фальшивых улыбок, кривляний и пошлости. Мне бы хотелось, чтобы музыка, которую я пишу, тоже возвышала человека». Этими словами композитор завершил тогда интервью…
Всегда ли это находит понимание у слушателя: мысль, вкус, культура чувств? Сейчас это не очень в почёте. Но композитор был готов вступать в единоборство со слушателем ежедневно, ежечасно, надеясь, каждый раз, что язык музыки способен передать красоту, а живое биение музыкальной мысли способно вызывать сопереживание, отклик, определенный нравственный настрой. Духовное начало всегда отличает истинное искусство.
Мы ищем в искусстве отражение сегодняшних проблем, но порой боимся слишком явной актуальности. В концертах Сергея Терханова часто звучат песни «прямо из жизни» – музыка о Вечном, и заставляет вздрогнуть от неожиданности: как же мы раньше этого не видели или не понимали? («Отчий край» - на собственные стихи, «Броды» - на стихи Ю. Адрианова и др. баллады).
Боль о маленьком человеке, о попранном достоинстве, об ужасах насилия и войн – в музыке давно знакомые темы. Тем не менее, каждый раз пропуская через себя, он ищет новые их повороты. На его взгляд, инструментальная ткань не может, не должна быть фоном, это ещё один полноправный рассказчик в песенном жанре. Необходимо слышать их диалог (мелодии и аккомпанемента) и динамический, и тембровый, и гармонический.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что песни С.Терханова отличаются цельностью, свободой и самостоятельностью, эмоциональной наполненностью. Они прекрасно создают образ времени, отражают его динамизм, красоту и богатство. В то же время в его песнях живёт широта лирических чувств, внутренних переживаний человека, где фактура отличается хрупкостью и прозрачностью.
Музыка С.Терханова находит своего адресата. Она способна эмоционально воздействовать и словно растворять безразличие, которое сложилось у современного слушателя к серьёзной музыке.
Сергею Яковлевичу посчастливилось заниматься когда-то в творческой мастерской третьего направления у М. Таривердиева. Микаэл Леонович научил его относиться серьёзно - с самыми высокими мерками - к эстрадной музыке. Высокие мерки были почему-то обязательны в любом жанре - от творчества для детей до симфонии и балета, но в области лёгкой музыки, эстрадной песни они для многих были необязательны. Но для С.Терханова высокие мерки существовали во всём и всегда. Иначе он писать не мог.
Ещё в Нижнем Новгороде, работая в научно-методическом центре, Сергей Яковлевич объездил 43 района области. С болью и скорбью наблюдал, как вымирают старые люди, а с ними говор, язык, традиции, фольклор. Заменить их никто не сможет. Дух российский уходит вместе с ними, умирает истинная Русь. Поэтому во многих своих сочинениях С.Терханов обращается к этой проблеме. Ещё в студенческие годы он начал изучать знаменный распев в мелодике С.В. Рахманинова, слушал в церквях его «Всенощную» и песнопения П.Г. Чеснокова. Потом захотел и себя попробовать в этом жанре. И теперь в концертах можно услышать его дивные духовные сочинения «Свете тихий» или «Богородице, Дево, радуйся» …
В оперном театре поставлен балет С.Терханова «Кто ты?..» - по мотивам повести-притчи американского писателя Ричарда Баха. Поставил его Музафар Бурханов – известный танцовщик, муж Малики Сабировой.
Сюжет этой притчи оказался очень близок композитору. Для чего птице крылья? Добывать пищу или набирать высоту? – главные вопросы, которые ставит перед собой и наше человеческое бытие. Но почему композитор обратился к творчеству американского писателя? Как говорил сам Сергей Яковлевич: «Читал повесть, а в душе уже рождалась музыка…».
Мне бы хотелось добавить, что творчество С.Терханова отличает высокий профессионализм, оригинальность языка, богатство исполнительских приёмов, в которых классические традиции как бы преломляются сквозь призму современного мировосприятия, богатство тончайших нюансов.
По собственному признанию С.Терханова, музыка как созидающая сила постоянно находится в непрестанной борьбе самоутверждения. Согласно его теории жизни, как свободной игры творческого духа, он создавал себе препятствия в процессе творческой деятельности и сам же их преодолевал. Причём, им преодолевался совершенно реальный комплекс сил: от мрачных, тревожных ритмов - до мучений любви, то есть комплекс, вибрирующий тысячами оттенков эмоционального и психологического переживания. Собственно, в этом и проявляла себя «метафизика» музыки, её суть, принцип становления - как философской драматургии, так и музыкальной.
Поэтому и не спалось ему по ночам. И музыка «мешала» жить спокойно, она преследовала его везде и всегда, и именно в этом видел счастье своего бытия композитор Сергей Яковлевич Терханов.

Своими воспоминания о встрече Сергея Яковлевича со студентами Педагогического института имени М.Е. Евсевьева поделилась В.А. Короткова - ст. преподаватель Кафедры теории и истории музыки:

…Мир наполнен не только вещами, но и звуками. И всё-таки самое загадочное и таинственное в звуке то, что он несёт в себе всё богатство человеческой мысли.
Музыка – это голос человечества, обращённый к внутреннему миру каждого человека.
Современная музыка доносит до нас те же звуки, за которыми чуткому уху слышны переживания и стремления человека, его чувства и мысли, его опыт общения с миром и рассуждений о нём… Довольно часто размышляют над этим студенты музыкального отделения педагогического факультета МГПИ им. Евсевьева на ежегодно проводимых вузом чтениях, научно-практических конференциях и семинарах.
Но наибольшей силой воздействия обладают «живые» творческие встречи с талантливыми людьми.
Такая встреча состоялась однажды с композитором Сергеем Яковлевичем Терхановым и стала поистине незабываемой…
Будущие учителя убедились в том, что Сергей Яковлевич передаёт в музыке не только многообразие и тонкость чувств, а нечто большее… Для Сергея Терханова музыка – огромный, бесконечно разнообразный мир красоты, мир, в котором отражены раздумья о смысле жизни, о высоком назначении человека, об идеалах добра и справедливости.
Поэтому не случайно встреча с композитором для студентов превратилась в праздник, на котором композитор открыл «мир своей души». Поющий автор, блестяще владеющий искусством аккомпанемента на рояле и гитаре, раскрывал своё творчество ярко и многогранно, вызывая у зрителей симпатию и восторг.
На вечере прозвучало много красивой музыки… В некоторых случаях композитор активно подключал зрителей подпевать ему хором. В аудиозаписи звучала хоровая музыка, а также фрагменты нового последнего детского спектакля «Гуси-лебеди. Сергей Яковлевич представил на суд аудитории новую песню «Мой друг» (на сл. Е. Садулина), «Привет» (на сл. О. Григорьева), «Не поговорили» (на сл. Ю. Левитанского). Нередко Сергей Терханов являлся и автором текстов к своим песням – откровениям. В финале очень трогательным было авторское исполнение песни «Признание».
Отрадно отметить, что Сергеем Яковлевичем создано сочинение, посвящённое 125-летию со дня рождения нашего земляка, всемирно известного мастера Степана Эрьзи. Композитор посвятил этой важной дате «Сюиту по мотивам Эрьзи», которую включил в свой репертуар Казанский симфонический оркестр.
После творческой встречи студенты увидели в Сергее Терханове не только талантливого музыканта, педагога и композитора, но и прекрасного человека!
Творческая встреча с Сергеем Яковлевичем глубоко запала в души студентам. И вспомнились слова выдающегося педагога Василия Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека!»
Все исполненные им произведения отличались необыкновенной искренностью, проникновенностью, одухотворённостью.
Сергей Яковлевич Терханов – художник ищущий и тонкий, у него неповторимый индивидуальный почерк. Он всегда стремился «своей музыкой сделать мир более гармоничным, человека – лучше, а жизнь прекраснее»!

Об одной из незабываемых встреч Сергея Яковлевича с учащимися Детской музыкальной школы посёлка Чамзинка вспоминает преподаватель Н.В. Моисеева:

«Как я хочу на остров,
где я всегда мальчишка…»
Вот на такой остров попал Сергей Терханов, приехав к нам на творческую встречу. Композитор уже с первых звуков наладил живой контакт с каждым ребёнком, сидящим в зале. Все, затаив дыхание, слушали тёплый тембр его голоса. Очень много песен прозвучало в его исполнении под гитару и фортепиано. Среди них «Остров детства», «Про кошку Мурку и зарядку», «Бяксы», «Про папу». Всех без исключения тронула своей теплотой и нежностью колыбельная, которую композитор сочинил для своего внука Владюши. Множество вопросов задали С.Я. Терханову дети, проникнувшись к нему искренней доверчивостью. «Как стать композитором?», «Когда Вы сочинили свою первую песню?», «На каких ещё инструментах умеете играть?», «Откуда берётся вдохновение?»… Сергей Яковлевич делился с нами самым сокровенным, как с добрыми друзьями. И это не случайно.
Композитора связывает с нашей школой давняя дружба. Всё началось с далёкого 1999 года. Тогда группа учащихся и преподавателей музыкальной школы впервые побывала на творческом вечере композитора в театре им. И.М. Яушева в г. Саранске. Все вернулись полные восторга от музыки, звучащей там. С этого момента и зародилась мечта пригласить Сергея Яковлевича в школу. Мечта осуществилась в 2001 году благодаря моей первой музыкальной наставнице – преподавателю по дирижированию Светлане Сергеевне Молиной.
Она, являясь руководителем женского камерного хора «Гармония» Саранского музыкального училища им.И.П. Кирюкова, приехала к нам с хором, Сергеем Терхановым и Татьяной Новоженовой. Прозвучало много замечательной хоровой, вокальной и инструментальной музыки. После концерта было очень много впечатлений, отзывов (в том числе письменных), адресованных композитору.
На этом наши встречи не прекратились. Вновь юбилейный – 2004 год и творческая встреча в Саранске. А за ним юбилей в 2006 году женского камерного хора «Гармония». На 15-летие хора мы приехали с музыкальным подарком. Настоящим счастьем для хора нашей школы было исполнить песню Сергея Терханова «Песенка про нас», где концертмейстером выступил сам автор. В 2008 году Сергей Яковлевич вновь был на чамзинской земле, а в 2009м – мы побывали в Национальном театре г. Саранска на вечере хоровой музыки композитора, которая прозвучала тогда в исполнении хоровых коллективов Нижнего Новгорода.
Последняя, февральская встреча состоялась в преддверии очередного юбилея композитора. Эти незабываемые встречи оказали неизгладимое и прекрасное воздействие на сознание детей, оставаясь в памяти одним из ярких и художественных и нравственных явлений в жизни.

В 2006 году детские песни и песни о школе Сергея Яковлевича Терханова, написанные им в разные годы, были собраны в альбоме «Остров детства», о котором написала музыковед Саранского Музыкального училища И.А. Галкина:
Медалисты Мордовии вместе с аттестатами зрелости получили замечательный подарок: диск песен о школе Сергея Терханова «Остров детства». Его выпуск был осуществлен под патронажем Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина.
Более тридцати песен собраны на диске в большой цикл не случайно. Эта история школьной жизни от «детсадовских истоков» («Здравствуй, школа!») до вручения аттестатов зрелости и новых напутствий («В добрый час!»).
За внешней чисто детской формой изложения «спрятаны» глубокие нравственные проблемы: можно ли грязными руками здороваться с друзьями? («Дежурный»); как понять самого себя, если и ты, и мир постоянно меняются? («Я какая?»). Это те самые главные вопросы, которые мы себе впервые задаём в детстве, а потом ищем ответы на них всю жизнь: что такое Доброта? Что такое Долг и Честь? Как защититься от лжи и предательства?
Герои песен - простые мальчишки и девчонки из любой школы, а рядом с ними добрый и заботливый друг - автор диска. Глядя на чью-то юность с высоты своего возраста, он искренне хочет защитить её от многих неизбежных жизненных ошибок. И главное предостережение автора - не забыть свою мечту, сохранить пламенность молодости, помнить в рутинной ежедневности о Небе, и не терять ощущения полета!
Лирик по природе дарования, Сергей Терханов разговаривает со своим слушателем искренне и открыто, выбирая поэзию, очень близкую своему мироощущению. Среди его соавторов люди разные: близкие друзья, и поэтические имена, встреченные им на страницах журналов; те, чьё творчество любимо и почитаемо многими любителями поэзии, и те, кто только начинает писать стихи. Многие песни написаны на слова земляков-нижегородцев. Игорь Альтшулер и Марина Кулакова - давние знакомые композитора. С Евгением Садулиным Сергея Терханова связывает дружба и многие совместные творческие работы. Маленькая «поэма» о детстве под названием «Снегирь» написана на слова Агнии Барто. А рядом, с классиком детской поэзии - полные надежд стихи маленькой девочки, юной артистки Нижегородского детского театра «Вера» - Наташи Петенёвой. Но больше всего песен - на слова самого Сергея Терханова.
Опасаясь душевной фальши, которой порой грешат профессиональные певцы, Сергей Терханов намеренно отдает неокрепшим детским голосам право исполнения. И это несмотря на то, что песни композитора исполнять не так просто: большой диапазон, широкое дыхание, сложные ритмы составили бы трудность даже для подготовленных вокалистов. Простые школьники Ю.Кудряшова, Р.Татжигулов, Д.Маркин, Р.Токарев, Е.Терханова рассказывают нам о своих радостях и печалях; дружно поют ансамбли 2 «Б» класса Лицея № 26, и детской музыкальной школы № 6 (рук. Н.Кошелева). А первый исполнитель «Марша ушаковцев» и песни «Кадетский класс» Илья Лутов уже заслужил почётные лауреатские звания. Своим чистым и полётным голосом он покорил жюри V Международного фестиваля «Дети и экология. XXI век», а также – жюри Регионального конкурса «Утренняя звезда Поволжья». Детские роли на диске исполняют и взрослые. Задиристых, печальных, веселых мальчишек озвучивает артистка Мордовского государственного театра им. И.М.Яушева Светлана Белянушкина. На диске звучит и голос самого Сергея Яковлевича, хотя его авторское присутствие ощущается во всех песнях цикла. Доверительная манера камерного разговора нередко подчеркнута гитарным сопровождением. Аранжировку и запись музыки композитору помогали делать Н.Суворов и В.Веряскин.
Для С.Терханова выпуск диска - не эксперимент. Почти все песни прошли проверку временем, они любимы, их поют. А лирический вальс «Первый осенний день»» и милый дуэт «В нашем классе» в разные годы были признаны Министерством образования Мордовии лучшими песнями года о школе.
И если бы сегодня «Остров детства» участвовал в конкурсе дисков, то он, без сомнения, стал бы лауреатом I премии в номинации «Самый добрый диск».

Сергей Яковлевич не раз говорил о том, что именно Музыка делает нас выше, чище душою. Именно музыка рождает в душе и ребёнка, и взрослого человека прекрасные чувства дружбы, любви, радости и надежды! Наверное, поэтому Сергей Яковлевич так внимательно и с такой сердечностью относился к юному поколению: ведь именно будущим молодым музыкантам предстоит создавать и исполнять вдохновенную Музыку.