«Я НЕ ПРОСИЛ ИНОЙ СУДЬБЫ У НЕБА...»

С уходом Сергея Терханова – композитора, поэта, педагога, ушла душа человека бесконечно искреннего и открытого миру. То, что он был «композитором от Бога», бесспорно для каждого, кто знаком с его творчеством. «Я не просил иной судьбы у неба...», – этими словами поэта Максимилиана Волошина мог бы сказать о себе и Сергей Терханов, искренне желавший сделать окружающий мир чище и добрее с помощью своей музыки.
Держу в руках пригласительный билет на юбилейный концерт Сергея Яковлевича, состоявшийся 29 апреля 2014 года. Слова, выведенные на билете Сергеем и обращённые ко мне и моей супруге, кажутся сегодня особенно трогательными: «... дорогие Саша и Люда!»...
После концерта на фуршете один из гостей произнёс: «Как здорово, Сергей, что у тебя так много друзей!». Мне думается, у каждого из приглашённых тогда на юбилейный вечер есть своя, неповторимая история, связанная с жизнью этого необыкновенного человека...
Моя многолетняя дружба с Сергеем началась 7 июля 1987 года. В тот день мы оказались с ним ведущими круглого стола по проблемам современной музыки на масштабном университетском мероприятии. Помню, что тогда Сергей появился перед внушительной аудиторией студентов с гитарой. Это было неожиданно. И когда настал кульминационный момент в наших спорах со студентами о музыкальных приоритетах, гитара очень пригодилась. Сергей взял её в руки и запел. Все мгновенно смолкли, вслушиваясь и подчиняясь волшебству музыки и обаянию исполнителя...
С тех пор мне неоднократно доводилось работать с Сергеем Яковлевичем в составе жюри конкурсов «Студенческая весна» и «Сударушка», встречаться с ним в музыкальном училище и в концертных залах, регулярно перезваниваться, советоваться и общаться в неофициальной обстановке. Меня особенно привлекала, удивляла и восхищала его способность найти кратчайший путь к сердцу любого слушателя, обращаясь к самому сокровенному и глубоко личному, благодаря чему душа человека словно «взлетала» …
Вспоминаю первое появление Сергея Яковлевича на кафедре культурологии Мордовского государственного университета в середине 1990-х годов. Вместе с певцом Алексеем Стрюковым он выступил перед преподавателями, и это было незабываемо. Сергей аккомпанировал и на гитаре, и на фортепиано, а пел то Алексей, то сам Сергей Яковлевич, все сочинения в программе концерта были его собственные. Тогда всех собравшихся потрясла музыкальная композиция «Броды» на стихи Ю. Адрианова, ставшая выражением жизненного кредо самого автора: «не предай».
Перед началом концерта А. Стрюков, увидев на одном из стендов фотографию Степана Эрьзи, неожиданно произнёс то ли в шутку, то ли всерьёз: «Серёж, а ты ведь похож на Эрьзю!». Не берусь рассуждать о наличии или отсутствии внешнего сходства Сергея Яковлевича с великим скульптором, но по утончённому психологизму их авторских работ эти личности вполне сопоставимы. Кстати, вспомним, что в творчестве Сергея Терханова есть музыкальные сочинения, связанные с именем всемирно известного мастера. Среди них «Сюита для камерного оркестра по мотивам скульптур Эрьзи» (1989) и музыка к балету «Чародей с берегов Бездны» (1996).
Счастливая возможность тесного и продолжительного дружеского общения с Сергеем открылась для меня в 2001году, когда мы с нашими семьями оказались в доме отдыха «Сура». В последующие годы это повторилось ещё дважды. Вспоминая то незабываемое время, я до сих пор поражаюсь удивительному качеству Сергея Яковлевича: умению жить в гармонии с окружающим миром и со случайно оказавшимися в поле его зрения людьми. Вспоминаются регулярные походы в лес за грибами, за малиной, к роднику, «битва» с тучами комаров, многокилометровые путешествия на «Чёрное» озеро и постоянное заинтересованное общение с людьми. А по вечерам неизменное пение под гитару, не только своих прежних и новых произведений, но и песен Микаэла Таривердиева и Юрия Антонова. День, как правило, завершался прослушиванием музыкальных и спортивных передач по радиостанции «Маяк». Именно такой «формат» пребывания в доме отдыха «Сура» из года в год придерживался Сергей Яковлевич.
Он мог с необычайной легкостью расположить к себе практически любого человека, причём, не только силой своей музыки, но и особыми душевными качествами: проницательностью, интеллигентностью, красноречием, артистизмом, интеллектом, и ещё - безотказностью.
Неустанно следуя правилу о том, что «язык музыки способен передавать красоту» (это слова самого Сергея Яковлевича), он не прекращал сочинять, находясь даже на отдыхе. Причём, делал он это ежедневно. Извинившись перед семьёй, он оставался в своём номере на какое-то время один, а потом появлялся и радостно сообщал нам о рождении нового музыкального произведения. Многие песни Сергей посвящал людям, с которыми он познакомился здесь же, на Суре. Но большинство своих сочинений композитор неизменно связывал с самыми дорогими и горячо любимыми дочерью и женой. Мне посчастливилось быть в числе первых слушателей целого ряда песен Сергея Яковлевича, с красивой мелодией, проникновенными волнующими словами, сочиненными им же, и невозможно забыть задушевное авторское исполнение. А зачастую к пению Сергея присоединялись и Татьяна с дочерью. Так, на Суре впервые прозвучали песни «Дочка в возрасте Джульетты», «Песня в ночи», «Ассоль» и многие другие. Ностальгическими мотивами пронизан весь его песенный цикл «Воспоминания о Суре», в котором величественные сурские пейзажи напоминают красоты Крыма. По словам Сергея, пребывание на Суре вызывало у него тот же необыкновенный эмоциональный подъём, ощущение свободы и лёгкости, а, главное, желание творить, что и пребывание в Коктебеле.
Наверное, далеко не всем известно о том, что Сергей Яковлевич замечательно играл в настольный теннис, а ещё был страстным, если не сказать «профессиональным», поклонником и болельщиком футбола, знатоком и ценителем этой популярной во всём мире игры. Да и сам он любил «погонять» мяч на футбольном поле, выступая правым крайним нападающим, регулярно «вколачивая» голы соперникам. Почему именно футбол занимал такое место в жизни Сергея Яковлевича? Да потому, что эта игра завораживает, вызывая бурю эмоций. Настоящий «большой» футбол в исполнении великих мастеров, таких как, например, спартаковский нападающий Федя Черенков (истинные болельщики называли его не Фёдор, а именно Федя – А.Е.), красив и непредсказуем, так же, как и музыка Сергея Терханова. По какому-то необъяснимому мистическому совпадению Сергей Терханов и Федя Черенков ушли из жизни почти в один и тот же день.
В силу своей природной скромности Сергей не считал себя поэтом, хотя в действительности таковым был. Им создано множество прекрасных стихотворных текстов, которые стали основой его музыкальных сочинений. Но ещё не все его стихи опубликованы и не все положены на музыку. Возможно, они ждут встречи с подлинными ценителями этого жанра, в котором Сергей, несомненно, преуспел. И, всё-таки, мне представляется, что неоспоримый приоритет музыкального творчества в жизни Сергея Яковлевича был обусловлен тем, что его чистая душа, рвущаяся в Божественную высь, стремилась выразить себя с такой внутренней силой и энергией, перед которыми слово бывает бессильным. Господь дал Сергею ещё один талант – талант исполнителя. Его он реализовывал в своём стремлении донести до слушателей сокровенное, возвышенное, непостижимое и Вечное. Поэтому, песни в авторском исполнении самого Сергея Яковлевича можно слушать и слушать - до бесконечности…
Сентябрь 2014 года запомнился мне прекрасной солнечной погодой и разноцветьем неповторимых оттенков в живой природе: ярко жёлтых, пламенно-оранжевых, багряно-красных. Благодатное время для художника! Последними завершёнными музыкальными произведениями Сергея Терханова, созданные в сентябре 2014 года, стали детская фортепианная пьеса, посвящённая любимому внуку Владу «Я иду домой с пятёркой» и произведение для струнного оркестра «Мелодия любви». В ближайшие планы Сергея Яковлевича входило сочинение музыки на стихи поэта Сергея Сеничева «И вместо многоточия», с которым его связывала дружба и плодотворное сотрудничество, завершение фортепианной пьесы «Тема Нашей осени», посвящённая супруге Татьяне и, наверное, ещё многое и многое другое.
Напечатанный вариант программы своего юбилейного концерта, о котором говорилось в самом начале, Сергей Терханов сопроводил следующим поэтическим признанием:

***
... И если б
на краю черты
меня спросили вдруг:
- Кем стать бы ты хотел? ...
«Любовью... –
Не посмел...
Наверно, Музыкой…»
***

Это трогательное признание удивительно перекликается со словами известной песни «Музыка», написанной его учителем и наставником М. Таривердиевым в содружестве с поэтом В. Орловым к кинофильму «Любить». Помните эти слова?

***
«Ночи не будет - будет вечная Музыка,
Скорби не будет - будет Музыка,
Смерти не будет - будет Музыка...
Музыка...»
***

Очевидно, для обоих композиторов музыка предстаёт той невидимой энергией, которая дарит бессмертие, соединяя небесное и земное. Но происходит это лишь в том случае, если ты предан музыке, если ты живёшь музыкой, любишь её и пребываешь в ней… Так, как это было с Сергеем. Хотелось бы завершить посвящение Сергею Яковлевичу поэтическими строками, обращёнными к нему:

***
«Шагнул поэт в пучину
безвременья.
Оборвалась судьбы натянутая нить.
Но музыка твоя божественная,
без сомненья,
Жива и будет вечно жить...

Ты в звуках музыки и сам
вернёшься
Мелодией проснувшейся зари
И, всей Вселенной улыбнешься
Гармонией
НАДЕЖДЫ,
ВЕРЫ и
ЛЮБВИ…»
***

Незадолго до кончины Сергей Яковлевич сделал мне по-настоящему бесценный подарок, оставив четыре диска с записями своих произведений со словами: «лучшему другу...». Возможно, именно в них содержится ответы на вопросы, которые нам с ним так и не удалось разрешить. А, может быть, в них обозначен путь, который ведёт в поле притяжения той особой духовной субстанции, которую я для себя давно уже обозначил понятием «Музыкальные миры Сергея Терханова». Время покажет...