Сергея Яковлевича часто приглашали выступить перед самой разнообразной аудиторией, на самых разных концертных площадках. Это были встречи–концерты перед учащимися общеобразовательных и музыкальных школ, перед студентами Педагогического института и Университета г. Саранска. Несмотря на свою занятость, Сергей всегда находил время для этих встреч, которые впоследствии перерастали в крепкую творческую дружбу.
В журнале «Феникс» в своей статье - С.Я. ТЕРХАНОВ: «МУЗЫКА МОЯ – МОЙ ХРУПКИЙ ЩИТ…» доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой культурологи, этнокультуры и театрального искусства МГУ им. Н.П. Огарёва Н.И.Воронина рассказывает о музыке Сергея Яковлевича, написанной им в разные годы:
Один великий человек сказал, что лучший способ оказать уважение уму читателя – поделиться с ним по-дружески своими мыслями, предоставив некоторую работу также и его воображению. Эти слова как нельзя лучше подходят к музыкальному творчеству Сергея Яковлевича Терханова, лишь с той оговоркой, что своими мыслями и чувствами со слушателями он делился в звуках.
В разные годы он писал песни, баллады, романсы, но их объединяет глубокое стремление показать величие и красоту человека, его труды и заботы, непосредственные впечатления об отдельных событиях, тревожные и радостные настроения. На волне всепоглощающего интереса к музыке, жизни, творчеству, таланту – россыпи оптимизма композитора и его блестящих удач.
В мае 2004 г. в зале Музыкального театра им. И.М. Яушева состоялся юбилейный концерт Сергея Терханова «На перекрестке времени». Это было одно из примечательнейших событий в музыкальной жизни города. Атмосфера концерта была удивительно сердечной, непринужденной, в чём очевидная заслуга самого композитора, выступавшего сразу в нескольких ипостасях – автор, исполнитель-солист, концертмейстер, поэт, ведущий…
В наше трудное время – время упадка нравственности и катастрофического снижения потребности людей в общении с настоящим искусством, поразителен тот факт, что зал был полон. Думается, что причина заключена в не совсем ещё утраченной способности публики – безошибочно угадывать, где её ждет встреча с подлинно талантливым музыкантом.
Вспоминаю беседу с Сергеем Яковлевичем на телевидении в тот год, когда только он приехал в Саранск (1987). Меня удивили тогда его детские песни, прежде всего их человечность и теплота. За ними угадывался какой-то совершенно особый, внутренний авторский мир. Естественный вопрос, с которым я тогда обратилась к Сергею Яковлевичу: «Что для него значит музыка?» В ответ прозвучало: «Я живу всегда какими-то потрясениями. Переживаю сам и стараюсь всё это передать в музыке». Композитор сослался на Игоря Талькова, человеческая и музыкантская позиции которого ему были особенно близки. «Один человек сумел объединить тысячи людей и убедил их быть самими собой и даже постараться стать лучше!»- эти слова мой собеседник произнёс с волнением. «На концерте памяти Игоря Талькова на сцену выходили исполнители, разные по стилю, по форме, манерам. Но что поразило», отметил Сергей Яковлевич, «не было фальшивых улыбок, кривляний и пошлости. Мне бы хотелось, чтобы музыка, которую я пишу, тоже возвышала человека». Этими словами композитор завершил тогда интервью…
Всегда ли это находит понимание у слушателя: мысль, вкус, культура чувств? Сейчас это не очень в почёте. Но композитор был готов вступать в единоборство со слушателем ежедневно, ежечасно, надеясь, каждый раз, что язык музыки способен передать красоту, а живое биение музыкальной мысли способно вызывать сопереживание, отклик, определенный нравственный настрой. Духовное начало всегда отличает истинное искусство.
Мы ищем в искусстве отражение сегодняшних проблем, но порой боимся слишком явной актуальности. В концертах Сергея Терханова часто звучат песни «прямо из жизни» – музыка о Вечном, и заставляет вздрогнуть от неожиданности: как же мы раньше этого не видели или не понимали? («Отчий край» - на собственные стихи, «Броды» - на стихи Ю. Адрианова и др. баллады).
Боль о маленьком человеке, о попранном достоинстве, об ужасах насилия и войн – в музыке давно знакомые темы. Тем не менее, каждый раз пропуская через себя, он ищет новые их повороты. На его взгляд, инструментальная ткань не может, не должна быть фоном, это ещё один полноправный рассказчик в песенном жанре. Необходимо слышать их диалог (мелодии и аккомпанемента) и динамический, и тембровый, и гармонический.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что песни С.Терханова отличаются цельностью, свободой и самостоятельностью, эмоциональной наполненностью. Они прекрасно создают образ времени, отражают его динамизм, красоту и богатство. В то же время в его песнях живёт широта лирических чувств, внутренних переживаний человека, где фактура отличается хрупкостью и прозрачностью.
Музыка С.Терханова находит своего адресата. Она способна эмоционально воздействовать и словно растворять безразличие, которое сложилось у современного слушателя к серьёзной музыке.
Сергею Яковлевичу посчастливилось заниматься когда-то в творческой мастерской третьего направления у М. Таривердиева. Микаэл Леонович научил его относиться серьёзно - с самыми высокими мерками - к эстрадной музыке. Высокие мерки были почему-то обязательны в любом жанре - от творчества для детей до симфонии и балета, но в области лёгкой музыки, эстрадной песни они для многих были необязательны. Но для С.Терханова высокие мерки существовали во всём и всегда. Иначе он писать не мог.
Ещё в Нижнем Новгороде, работая в научно-методическом центре, Сергей Яковлевич объездил 43 района области. С болью и скорбью наблюдал, как вымирают старые люди, а с ними говор, язык, традиции, фольклор. Заменить их никто не сможет. Дух российский уходит вместе с ними, умирает истинная Русь. Поэтому во многих своих сочинениях С.Терханов обращается к этой проблеме. Ещё в студенческие годы он начал изучать знаменный распев в мелодике С.В. Рахманинова, слушал в церквях его «Всенощную» и песнопения П.Г. Чеснокова. Потом захотел и себя попробовать в этом жанре. И теперь в концертах можно услышать его дивные духовные сочинения «Свете тихий» или «Богородице, Дево, радуйся» …
В оперном театре поставлен балет С.Терханова «Кто ты?..» - по мотивам повести-притчи американского писателя Ричарда Баха. Поставил его Музафар Бурханов – известный танцовщик, муж Малики Сабировой.
Сюжет этой притчи оказался очень близок композитору. Для чего птице крылья? Добывать пищу или набирать высоту? – главные вопросы, которые ставит перед собой и наше человеческое бытие. Но почему композитор обратился к творчеству американского писателя? Как говорил сам Сергей Яковлевич: «Читал повесть, а в душе уже рождалась музыка…».
Мне бы хотелось добавить, что творчество С.Терханова отличает высокий профессионализм, оригинальность языка, богатство исполнительских приёмов, в которых классические традиции как бы преломляются сквозь призму современного мировосприятия, богатство тончайших нюансов.
По собственному признанию С.Терханова, музыка как созидающая сила постоянно находится в непрестанной борьбе самоутверждения. Согласно его теории жизни, как свободной игры творческого духа, он создавал себе препятствия в процессе творческой деятельности и сам же их преодолевал. Причём, им преодолевался совершенно реальный комплекс сил: от мрачных, тревожных ритмов - до мучений любви, то есть комплекс, вибрирующий тысячами оттенков эмоционального и психологического переживания. Собственно, в этом и проявляла себя «метафизика» музыки, её суть, принцип становления - как философской драматургии, так и музыкальной.
Поэтому и не спалось ему по ночам. И музыка «мешала» жить спокойно, она преследовала его везде и всегда, и именно в этом видел счастье своего бытия композитор Сергей Яковлевич Терханов.