Децибелы   бездуховности,
или: Что несут слушателям «рокеры» и «металлисты»

Беседуя с известными певцами, много гастролирующими по стране, не раз спрашивал: «Почему в звучащем на сцене (в отличие от грамзаписи) репертуаре почти полностью отсутствуют тихие, спокойные песни?» И получил ответ: «Не хочется уходить со сцены под стук собственных шагов.» Это уже позиция.

Многие выступления ансамблей, словно под копирку, выстраиваются по единому принципу: сначала звучат песни с чётким, «раздражённым» ритмом, не быстро, а в дальнейших номерах – ускорение темпов… Так повторяется несколько «блоков». Ну, а в апофеозе выступления, как правило, возможны варианты: крики, долгие пробежки, прыжки, пение полулёжа, выход на авансцену и т.д…

Это об исполнителях. А что же зритель? Естественно, рядовой зритель такое видит далеко не каждый день, и подобные номера вызывают заметный интерес у определённой, к сожалению, не такой уж и малой по численности группы молодёжи. Те же крики, уже усиленные воплями десяток глоток из зала, возвращаются на сцену; те же пробежки отзываются в зале, словно дёрнутая струна, раскачками в рядах слушателей; а выход артистов к зрителям, естественно, провоцирует ответную реакцию публики.

Так чего же всё-таки добиваются исполнители? Факты и практика таких концертов недвусмысленно говорят о том, что для них, кажется, существует только одна главная задача – «раскачать» зрителя, а порой попросту возбудить в публике с помощью своей дорогостоящей музыкальной аппаратуры, световых, лазерных эффектов массовый психоз.

Итак, «раскачали» артисты зал – концерт удался, не «раскачали» - ну и публика, тяжёлая на подъём! И если лучшие образцы музыки возвышают нас, одухотворяют, сплачивая, поднимают на борьбу со злом, то в данном случае происходит обратное: сплачиваясь на рок-концертах и после них, отдельные группки позволяют себе порой просто хулиганские выходки.

Собственно, как возможно вообще говорить о чём-то серьёзном на пределе громкости? И что может понять зал, оглушенный децибелами?! Складывается впечатление, что подчас исполнителя и звукорежиссёра просто не интересует текст песен. Сколько раз, не разобрав слов, и думая, что ослышался, переспрашивал сидящих рядом на концерте, о чём песня. В ответ – недоуменное пожатие плечами. Какой же тогда смысл всей колоссальной работы, проделанной авторами, музыкантами, администрацией и техническими цехами! И разве есть чувство удовлетворённости у исполнителя, когда, приезжая в какой-то далёкий город, он оставляет зрителя оглушённым, а себя – неуслышанным! Сколько раз после концертов, отправляясь восвояси, разгоряченные зрители с нескрываемым интересом спрашивали друг друга, в каком ухе звенит?

Хочется упомянуть об одном важнейшим качестве музыки: она общедоступна, идёт, минуя разум, прямо к сердцу. И музыканту всегда надо помнить об ответственности за то, что он говорит со сцены и как ведёт себя. И здесь мелочей не бывает. «Звёзды» и лидеры «рокеров», «металлистов», среди которых есть по-настоящему интересные музыканты, находятся под постоянным прицелом значительной части молодёжи, и этот интерес вполне объясним, так как во время таких выступлений происходит вроде бы разговор на равных, таких же, как сейчас говорят, «простых ребят». Это публику тешит. И вот здесь особенно важно исполнителям, завоевавшим авторитет среди сверстников, направить своё «роковое» оружие во благо – в русло таких понятий, как «вкус», «культура» и т.п.

Увы, происходит обратное. Ни для кого не секрет, что «рок» и «металл» зародились далеко от среднерусской полосы, что по своей сути это явление не русское. Мы же, как и в аналогичном случае с дискотекой, упорно пытаемся в данную чуждую форму втиснуть «наше» содержание. Естественно, образуются ножницы, которые одновременно режут в обе стороны – и по исполнителям с их одинаковым грохотом, и по воспитанию целого поколения слушателей. Ведь, не разобрав содержания слов, что видит рядовой зритель? Это и «концертные костюмы», выполненные в стиле эпатирующих западных молодчиков (можно и в трусах!), и внешние штампы, заимствованные у тех же западных рок-групп, как, например, размахивания гитарами, подающиеся с победоносным видом первооткрывателей Америки, и вся атрибутика, здесь полагающаяся. И часть молодёжи, которой, ввиду отсутствия музыкального и жизненного опыта, нечего этим шоу противопоставить, начинает равняться на этих псевдо-лидеров, начинает им подражать.

Иногда, несколько абстрактно, я представляю, что же останется от «металлической» музыки, если её просто сыграть на фортепиано? Получается голый король. И, может быть, в этом одна из причин того, что песни 60-х годов можно было спеть в кругу друзей в отличие от многих песен сегодняшнего дня.

Попутно хочется высказать одну мысль, на первый взгляд, далёкую от песни. Сейчас моден танец брэйк, ключ которого – в механических, роботообразных движениях. Нередко в концертах их исполняют профессиональные танцоры, а элементы брэйк-данса всё чаще проникают в пластику рок-музыкантов, благо «компьютерные» ритмы этому способствуют. Такая внешняя сторона, на мой взгляд, ещё дальше отодвигает настоящую музыку, подменяя её суррогатом бездушной и лишенной человечности моды.

И ещё одно. Музыка как вид искусства всегда гармонична: в ней в равной степени важны мелодия, гармония, ритм и, в целом, её форма. В рок – культуре – главенство ритма, при этом зачастую за счёт несовершенства гармонии и мелодической скудности. В ней всё сводится к «омузыкаливанию» ритма. И вот, к огромному сожалению, молодёжь, взращённая на этой ритмической почве, ни знать, ни слышать ничего не хочет о любой иной музыкальной сфере. Даже звучание далеко не академических «цыганских» наигрышей в исполнении скрипача Александра Якулова (причём, в виртуозной, артистичной игре) на одном из выступлений любителями рок-музыки было встречено агрессивно. Складывается ощущение, что таких «любителей» воротит от одного вида скрипки.

Надо ли потакать группе меломанов в их неуёмном желании пошуметь, «выпустить пар»? И здесь музыканты должны спросить с себя очень строго и по самому большому счёту, как это сделали группа «Диалог» в своей рок-композиции на стихи Ю. Марцинкявичуса «Раздели со мной» или «Поющие гитары» с прекрасной, многогранной музыкой А. Рыбникова в «Юноне» и «Авось». Во время звучания этих сочинений в зале не возникало желания ни кричать, ни подпрыгивать. Здесь была Мысль, было Чувство и была Музыка.

А потому не надо бояться, что придётся уходить со сцены в тишине. Зрителю в паузе тоже важно прийти в себя, осмыслить увиденное и услышанное. И не обязательно единство сердец выражается в хлопках. В этих условиях не надо бояться тишины, нужно больше доверять зрителю.

Возможно, таким образом мы вместе и убережем нашу Музыку, дарящую очистительную веру в красоту жизни.

«Советская Мордовия» 14 февраля 1988 г.