Жизнь Сергея была наполнена самыми разными событиями: поездками по стране, работой в жюри музыкальных конкурсов, знакомством с интересными людьми, в общении с которыми он открывал для себя много нового, волнующие его радостные встречи с друзьями, и конечно же, концерты, репетиции, премьеры его новых музыкальных сочинений, захватывающая работа в студии звукозаписи. Ему всегда было чем поделиться с людьми. Он был частым гостем в радио- и телепередачах, на страницах разных печатных изданий.

- Все мы вышли из детства. Каким было Ваше детство? И что из него Вы сохранили во взрослой жизни?

- Первое и главное слово, которое вспоминается при упоминании детства, это, конечно же, капелла мальчиков, где мне посчастливилось учиться целых восемь лет. Я думаю, что именно это время научило меня понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», научило дружить. Даже сейчас, спустя десятилетия, когда мы, бывшие мальчишки-капеллане, встречаемся, мы так же дороги друг другу, как и в детстве. Так что, во взрослой жизни я сохранил друзей детства и свет нашей дружбы.

- Какие книги Вы читали в детстве? Кто был Вашим любимым героем?

- Я всю жизнь люблю сказки и стихи. Мне было сложно читать длинные романы. Кстати, когда А.П. Чехова спрашивали, почему он не напишет роман, тот отвечал: «Это не мой формат». Так и мне, пожалуй, ближе камерные жанры, где видны обозримые границы. Мои любимые книги – стихи Ю. Левитанского, Г. Алексеева, М. Кулаковой. Любимая сказка - «Русалочка» Г. Андерсена, которая волнует и по сей день.

- Вы родились под знаком Тельца. Люди этого знака стремятся избегать всего, что причиняет боль. Вам это тоже присуще?

- На мой взгляд, это вполне естественное состояние человека – уходить от конфликтов и боли. К сожалению, не все люди умеют чувствовать боль других. В фильме «Доживём до понедельника» главный герой, учитель, говорит своим ученикам, что уметь чувствовать боль другого человека – свойство бунтарей и поэтов. Наверное, это понятие мне ближе. Мне кажется, что в боли рождается жизнь, боль всегда напоминает нам о том, что мы живём. Особенно это касается жизни в России.

- Люди с сильным характером и волей добиваются своего. Вы принадлежите к их числу?

- Говорят, что тельцы упрямы, но я человек сомневающийся. Мне больше нравится побеждать, защищаясь, но не нападая. Но, слава Богу, что в музыке пока удаётся сделать то, что я хочу.

- Ваш характер – «чудо природы», данное от рождения или плод непрекращающейся внутренней работы?

- На этот вопрос скорее могли бы ответить те, кто меня знает с детства. Какой характер?.. Я могу сказать только то, что когда встречаюсь с друзьями даже через десятилетия, мне часто доводится слышать: «Ах, батюшки, Серёга! Да ты и не изменился совсем, только вот седой стал». Так что, думаю, мои друзья могли бы ответить на этот вопрос полнее и честнее.

- Любовь, природа, вера, творчество, общениеКакое место они занимают в Вашей жизни?

- Мне кажется, что природа – это объективно. Мы не можем на неё повлиять. Скорее, она влияет на всех нас. Когда природа помогает нам любить, верить, творить, общаться, - в этой гармонии, наверное, и есть то, что мы называем счастьем. А вот любовь, вера, творчество, общение – это то, что зависит от каждого из нас, и, в общем-то, это момент субъективный.

- Одним из самых творческих времён года считается весна. А на Вас она как-то влияет?

- Я её очень люблю, так же, как и раннюю осень. Обожаю первые проталинки в лесу, первые грибы… Стараюсь чаще бывать в это время на природе, вдыхать аромат цветов и отдыхать душой. Это своего рода, подзарядка. Весной, без сомнения, пишется легче.

- Когда Вы впервые задумались о смысле жизни?

- Наверное, когда впервые посмотрел на ночное небо. А было это в далёком-далёком детстве. Помнится, был август. На небе - пролетающие кометы. И тогда подумалось: «Есть ли жизнь на других звёздах?..» И, конечно же, и о нашей жизни.

- Какой ветер надувает паруса Вашей творческой лодочки?

- Если честно сказать, то я сам не знаю, какой ветер… Он может быть и северный, и южный. Иногда этот ветер может надуть паруса и в прямом смысле слова, как это было год назад, когда мне посчастливилось поработать над мюзиклом «Алые паруса». Иногда это может быть встреча с незнакомым человеком, который произвёл на тебя такое сильное впечатление, что невозможно не написать о нём. Это может быть и событие, и песня, и прекрасные стихи, которые открывают что-то вдруг в тебе и очень созвучны именно в данный момент. Есть дочка. Она для меня лучик солнца, согревающий душу; когда она улыбнётся и скажет «здравствуй, папочка», просто невозможно не написать песню. Есть любимая жена Татьяна. Есть друзья. Есть картины. Например, никогда не забуду картину очень талантливого художника Виктора Сафонкина «Порок», однажды и это вдруг дало толчок… Так что, ветра у меня дуют на все 3600.

- Говорят, Вы пишите легко. Как Вам это удаётся?

- Для этого нужно уметь перевоплощаться, фантазировать, иметь юношескую непосредственность. А главное, чтобы было, что сказать людям.

- Что для Вас значит красота в жизни?

- Наверное, у каждого из нас свой эталон красоты. Есть он и у каждого человека, и  у каждой эпохи, и у каждой нации. Для меня понятие красоты – это то, что волнует. Важно заметить красоту там, где другие её не замечают и затем показать её людям. Когда-то я написал несколько строчек:

«Запылённая ромашка

родилась у тротуара

и кричит прохожим робко:

- Я жива!...»

- Как Вы понимаете крылатую фразу Достоевского «Красота спасёт мир»?

- Знаете как мой педагог Борис Николаевич Трубин перефразировал это известное выражение? Он говорил, что «мир должен спасать красоту». Это сейчас более приближено к жизни. Хотя я подписался бы и под первым и под вторым.

- В чём Вы видите свою миссию?

- Мне кажется, что все мы, живущие, выполняем миссию, - потому что живём. А главная наша миссия, наверное, в том, чтобы приумножить добро в противовес злу – настолько, насколько каждый из нас может. Другой миссии я не вижу.

- Говорят, неудачи лучшие учителя, нежели удачи. А в Вашей жизни каких учителей было больше?

- Я не могу вспомнить неудачи творческие. Другое дело, что бывают моменты, когда судьба сочинения не очень удачна. С годами, просто начинаешь спокойно относиться к этому. Есть прекрасные поэтические строки: «Спасибо Вам, все недруги мои…» Это всё, наверное, тоже надо пройти в земной жизни. У меня огромное количество музыки «лежит в столе». И вряд ли она прозвучит при жизни, а тем более - после моей смерти. Но разве это можно назвать неудачей?

- Вы любите хоровую музыку и много сочиняете в этом жанре. А как возникла любовь к песне, к театральной музыке?

- Действительно, для меня хоровая музыка является одной из главных, самой любимой. Мне проще ответить на вопрос о театральной музыке. Эта работа, а точнее частичка моей жизни продолжается. Ещё, будучи студентом консерватории, я стал работать в Горьковском театральном училище. С тех пор театр, и всё, что с ним связано, неразрывно живёт во мне, нередко напоминая мне светлые моменты юности. Сейчас в моём театрально-творческом багаже более ста спектаклей в разных жанрах, для разных театров: драматического, музыкального, для театра кукол. Написаны балеты, опера, и я уже не представляю своей жизни без театральной музыки!

Песен у меня тоже очень много. И не только песен. Я люблю жанр баллады. Потому, что в балладах всегда есть излом, всегда есть тот момент, который создаёт ощущение драматизма, где стоит тема выбора – а это мне тоже всегда очень и очень нравится.

-Сергей Яковлевич, это правда, что ваша музыка звучала в Андреевском зале Московского Кремля?

- Это стало для меня неожиданным и, конечно же, радостным сюрпризом. Камерный хор «Нижний Новгород» был приглашён в московский Кремль для исполнения моей хоровой фантазии «Рождество». Выступать перед Президентом РФ, премьер-министром страны, лидерами партий, членами Госсовета и губернаторами – это высшее доверие, честь и волнение. И мне очень дорого, что в этом историческом месте это сочинение прозвучало на подъёме и очень искренне, и встречено оно было тепло.

- На фестивале хоровой детской песни в Нижнем Новгороде три с половиной тысячи детей во Дворце спорта пели написанную Вами песню «Что такое доброта?». «Баллада о снах» вошла в число трёх лучших российских песен. Вы испытываете гордость по этому поводу?

- Это непередаваемое ощущение, когда ты стоишь в центре Дворца, а вокруг поют твою песню… Я испытал такую непередаваемую радость!

- Вы создали музыку к спектаклям для разных театров России и ближнего зарубежья, много лет сотрудничаете с детским театром «Вера». Есть ли у Вас какие-то свои особые принципы в музыкальном оформлении детских и «взрослых» спектаклей?

- Для меня важно только одно: честно и максимально полно прожить в музыке чувства героев, потому, что даже маленькая ложь может вдруг обернуться большой фальшью.

- Существует мнение, что в драматическом театре и кинематографии музыка служит вспомогательным, хотя нередко и весьма значительным средством художественного воплощения пьесы или сценария.

- Да, верно. Например, в пушкинской маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», Реквием предопределяет трагический финал, а бравурный марш военного оркестра за сценой в «Трех сестрах» подчеркивает драму чеховских героинь, расстающихся с горячо любимыми людьми, с последними радостями провинциальной жизни. В каждом случае музыка выполняет разную функцию: она может проиллюстрировать, или предвосхитить события, или усилить контраст, но иногда режиссер обходится и без нее. Как-то Михаил Ромм, режиссёр известного фильма «9 дней одного года», спросил композитора Микаэла Таривердиева, какая в этой ленте нужна музыка. Просмотрев отснятый материал, композитор ответил твердо: «Никакая». И фильм от этого ничего не потерял, завоевал множество наград, любовь и признание зрителей.

- Создавая различные по жанру музыкальные произведения, Вы легко умеете перевоплощаться, а в жизни используете это качество?

- Есть известная фраза: «Изменяться в жизни с возрастом, не изменяя себе». Я, по возможности, стараюсь гибко относиться к ситуациям и людям, «не лезу со своим уставом в чужой монастырь».

- Кто из композиторов Вам близок по духу?

- Алексей Рыбников, умело сочетающий современную музыку и традиции. Он верующий человек и все его произведения связаны с духовным началом. Нравится киномузыка Эдуарда Артемьева. Множеством достоинств обладал мой учитель Микаэл Таривердиев.

- Сейчас многие пишут стихи и музыку, удачную и не очень. Что можно посоветовать таким людям?

- Я могу только посоветовать не идти на поводу у того, что звучит по радио и телевидению, а найти свою струну, свою интонацию, с этого и начинается настоящее творчество.

- Ваша дочь получила музыкальное образование. Она тоже сочиняет?

- Она пытается сочинять небольшие пьески, детские, конечно, но мне за них не стыдно. Сочиняет стихи и обязательно делится со мной, просит моей оценки. Её песня вошла в диск, который был выпущен к 100-му юбилею Сергея Есенина. В этом альбоме песни не на стихи Есенина, слова в нём написаны поэтами его ближайшего окружения и нашими современниками. Был объявлен детский поэтический конкурс стихов о Есенине. А потом я дал задание по композиции своим студентам в музыкальном училище (дочка Лена – была одна из них). Тем, кто напишет музыку, обещал включить их песню в диск. И дочка совершенно самостоятельно написала музыку на слова своей ровесницы. Я как раз лежал в больнице. Она приходит и говорит: «Папа, посмотри, я вот написала». Когда я услышал сочинение, понял: это родная веточка. Было до слёз трогательно и радостно.

- Вы хотели, чтобы она стала профессиональным композитором?

- Я считаю, что это не женская работа, у мужчин это получается лучше. Пока, к сожалению, в мире мало серьёзных композиторов - женщин. В нашей стране популярна Софья Губайдуллина. Но не стоит думать, что этот вопрос насчёт моей дочери я никогда не задавал себе. Честный путь в любой области, и в композиторстве, в частности, очень труден. Для неё быть честным композитором значило бы выбрать… мою жизнь.

- Расскажите о знаменательных событиях в Вашей жизни, которые стали поворотными?

- Наверное, как у каждого человека, таких событий было немало и в моей жизни, подарившей незабываемые встречи, свет которых я бережно храню. Мои родители, братья, первая учительница, жена Татьяна, переезд из г. Горького в Мордовию, рождение детей… А недавно мой статус стал выше: дочка Лена подарила внука, и я стал дедом. Конечно же, всё это – поворотные, знаковые и дорогие мгновения жизни.

- Почему талантливые и одарённые люди, в том числе и музыканты, так уязвимы, а порой несчастны?

- Они не всегда приспособлены к жизни и не всегда готовы к борьбе с собой и обстоятельствами. Им жалко попусту тратить время, перед ними стоит другая цель – творить, а не выбивать «место под солнцем».

- У композитора, говорят, бывает три состояния: нормальное – когда он пишет или обдумывает то, о чём будет писать; радостное – когда удалось написать чего-то стоящее; и тоскливое - когда не пишется. Какое состояние чаще всего посещает Вас?

- Мне близки и дороги строки моего любимого поэта Ю. Левитанского:

 «Я люблю эти дни,

 Когда замысел весь уже ясен

 И тема угадана…»

- Для композитора настоящее счастье не в похвалах, не в публикации, посвящённой его музыке, а в чём ?…

- Свою музыку я всегда дарил, не ожидая похвалы или публикации. Мне дорого, что она так востребована и детьми, и взрослыми.  И сколько предписано прожить, столько и буду писать музыку. По- другому я жить уже просто не смогу…

- Какое своё сочинение Вы считаете лучшим?

- Меня всегда волнуют «вечные» темы: добра и зла, жизни и смерти, тема выбора. Поэтому все сочинения, связанные с этими жизненно важными вопросами, мне особенно близки. Мне дорого всё. Я никогда не откажусь ни от одной написанной мною ноты.

- А есть ли масштабные сочинения?

- Сейчас закончена большая и значимая для меня работа – запись фонограммы оперы «Он и Она» (о вечном), над которой работал три года и девять месяцев вместе с другом П. Бычковым. Очень хочется воплотить эту мечту в жизнь и поделиться со слушателями тем, что для меня так дорого. Опера написана по стихотворной повести саранских писателей Анны и Константина Смородиных «Страсть в саду любви», которую прочёл в 2003 году. Работа шла с большими перерывами и была закончена в 2005 году. С волнением представил музыку худсовету Музыкального театра, и рад, что её так горячо приняли. Это самое масштабное моё сочинение: опера – балет в трёх действиях. Также дорога мне и другая крупная работа - хоровая симфония «Гимн Любви» по 13-й главе 1-го послания апостола Павла к коринфянам. По-прежнему очень созвучна времени и не стареет по языку и теме хореографическая миниатюра «Познание»; дороги мне и другие сочинения: патриотическая «Баллада о снах» и песня «Отчий край», Народный триптих на свадебные тексты, хоровая фантазия на тему мордовской песни «Нармоннят», циклы романсов на стихи А. Пушкина, Ю. Левитанского, С. Сеничева.

- Вы верите в бескорыстную дружбу?

- Наверное, у каждого из нас бывают моменты сумасшедшего отчаяния, даже неверия в прежние идеалы. Но день, к которому я подошёл, я имею ввиду своё 60-летие, дорог тем, что помог мне утвердиться в том, во что всегда верил – в бескорыстную дружбу. Без неё вряд ли бы состоялся мой юбилейный концерт. Ещё зимой из Италии мне позвонил мой друг и замечательный певец Владимир Александрович, и, узнав о предстоящем концерте, без раздумий, в ту же секунду спросил: «А можно ли и мне приехать поздравить?» Так же моментально откликнулся и Олег Вайнштейн - талантливейший пианист из Санкт-Петербургской консерватории, который много и часто выступает в Европе. Поэт М. Светлов говорил, что дружба - понятие круглосуточное, а я добавлю, что она беспредельна не только во времени, но и в пространстве. Так, из Нижнего Новгорода приехал мой ученик Василий Никитин, а из Луховки – саранский писатель, поэт и режиссёр Сергей Сеничев. И для меня это не менее значимо, чем путешествие с другого конца Европы. Я счастлив, что у меня такие друзья.

- Вам, безусловно, известен музей восковых фигур. Если бы Вашу фигуру, как талантливого человека поместили в этот необыкновенный музей, рядом с кем бы Вы хотели стоять?

- (Смеётся). Я всегда ценил в людях юмор. Когда-то похожий вопрос был задан Гавриилу Попову. Я даже переживал за него, думал, как он ответит. Бывший мэр столицы дипломатично ушёл от ответа. И вдруг этот вопрос задают мне… Я бы мечтал оказаться рядом и «побеседовать» с Чеховым, с Паустовским. А из композиторов – с Рахманиновым, с великим Бахом. Эти беседы для меня были бы необычайно интересны и, несомненно, обогатили бы мою жизнь.

«Регион Мордовия» 21 апреля 1999 год
«Сударыня» 17 февраля 2003 год
«ТВ Неделя Мордовии» 14 декабря 2005 год
«Саранский курьер» 7 февраля 2007 год
«Радио России» август 2011 и 2014 года
«Российская газета» 25 июля 2013 год
«Нижегородские новости» 24 апреля 2014 год

Что меня ещё поражало и восхищало в Сергее, – его постоянная и при этом - обширная общественная деятельность при невероятно интенсивной творческой работе.