Память человеческая – избирательна, а порой и необъяснима.

Ведь сколько можно привести примеров, когда люди – уважаемые и вполне почитаемые при жизни, - закончив свой земной путь, как-то уж слишком быстро забывались, словно растворяясь в пространстве новых волн времени и новых поколений. В мире творчества этот ряд с горечью можно длить бесконечно, каждый раз холодея душой - от соприкосновения с очередным полузабытым именем великого современника.

И на этом, не оптимистичном фоне вдруг как-то ещё рельефнее и значимее с годами выявляется творческая фигура замечательного музыкального деятеля – дирижёра, композитора, педагога, просветителя – Льва Константиновича Сивухина. Конечно же, для осознания истинного масштаба его личности необходимо время, потому что в музыкальном пространстве это – Человек – эпоха…

Навсегда в мою память врезались слова композитора Э. Фертельмей- стера, сказанные им в горькие минуты прощания с Учителем: «Его уход из жизни – это катастрофа…» И сколько бы ни повторялось, что незаменимых нет, все музыканты понимают, - этот случай – исключительный.

Прошло семь лет... Нижегородский хоровой колледж (в прошлом - Горьковская хоровая капелла мальчиков) ныне носит дорогое для каждого капеллана имя Льва Константиновича. Между собой его все так и зовут – «сивухинской» капеллой. И после всеобщего шока, пережитого музыкальной общественностью Нижнего, в последние годы разные поколения капеллан ещё теснее сплотились вокруг имени своего учителя. Практически во всех заметных нижегородских концертных мероприятиях, фестивалях, мастер-классах звучат сочинения Л.Сивухина, а его художественный вклад интерпретатора огромного количества произведений остаётся эталонным маяком для молодых последователей – дирижёров.

В знак признания заслуг выдающегося Мастера с 18 по 24 апреля этого года в Нижнем Новгороде с большим успехом и искренним энтузиазмом прошёл II Всероссийский Открытый хоровой фестиваль имени Л. К. Сивухина. Со всей страны откликнулись и приехали в столицу Поволжья самые разнообразные коллективы – взрослые и детские, исполнители известные и дебютанты. Да по-другому и быть не могло! – Потому что большинство хоров возглавляют бывшие капеллане и ученики Сивухина!..

Лев Константинович был не только талантливым, разносторонним музыкантом, но и как личность обладал магическим обаянием. При этом – он был взрывным, не терпящим равнодушия. И это важное качество – неравнодушие – с верностью подтвердили все его единомышленники, приняв приглашение на весеннюю фестивальную декаду.

Ректор ННГК им. М.И.Глинки, Заслуженный деятель искусств России Э. Б. Фертельмейстер на одном из концертов выразил, пожалуй, главную составляющюю этого фестиваля. Обращаясь к участникам, коллегам и гостям, он подчеркнул, что содержать хоровые коллективы сегодня – «великий подвиг, потому что это трудно делать материально, организационно и нравственно. Но именно в этом – наше противодействие шоу - бизнесу, так угнетающему всех серьёзных музыкантов». А людей, продвигающих хоровое, а шире – академическое направление в музыкальном искусстве сегодня, он сравнил с героями, потому что музыканты, как правило, работают в любительских коллективах, - бескорыстно, а потому им - ещё труднее кого-либо убеждать и бороться за духовность и нравственность.

Фестиваль, организованный Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Департаментом по культуре Нижегородской области и города Н.Новгорода, а также Нижегородской государственной консервато- рией им.М.И. Глинки и государственной академической филармонией им.М.Л. Ростроповича, приветствовал губернатор В.П.Шанцев: «Рад, что нижегородская земля стала центром коллективного творчества – хорового пения – одного из величайших достижений человеческой дружбы, единения и солидарности». Его поддержал мэр Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, особо подчеркнув верность Л. Сивухина родной земле – ведь здесь он родился и работал всю жизнь – во славу России и своего края. Не случайно ему было присвоено высокое звание Почётного гражданина города.

Отрадно, что на хоровой фестиваль откликнулись собратья по музыкантскому цеху. Так, в первый день – после возложения цветов в Марьиной Роще к мемориалу Л. К. Сивухина в Кремлёвском концертном зале состоялось торжественное открытие фестиваля, на котором прозвучала не только хоровая, но и симфоническая музыка. Вдохновенно, образно и убедительно была исполнена Симфония П.И. Чайковского «Манфред» Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии под руководством Народного артиста РФ, а в прошлом – выпускника Горьковской хоровой капеллы – А. Скульского.

Ещё один капеллан, а ныне профессор Нижегородской консерватории В. Куржавский блестяще проявил своё дирижёрское мастерство, эффектно исполнив с оркестром «Праздничную увертюру» Д.Д.Шостаковича. И этот список фестивальной афиши, где звучали инструментальные музыкальные приношения Мастеру, можно продолжить. Так, - Лауреат международного конкурса К. Ротаева исполнила баховскую органную Токкату До - Мажор. Дуэт гитаристов - Лауреат всероссийского конкурса А.Петропавловский и Лауреат международных конкурсов Р.Мамедкулиев представил «Три осенние песни» М.Диего Пухоля. Ярко, как всегда, выступил Муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» (худ. руководитель – В.Плаксин).

Инструментализм органично вошёл и в звучание хоровых партитур, раскрасив их новыми, свежими красками. Так, запомнилось искромётное концертное соло на ксилофоне в россиниевской «Неаполитанской тарантелле», когда во время виртуозного исполнения номера хорист свободно заменял инструменталиста. Такая преемственность была весьма примечательна и характерна для ивановской хоровой капеллы мальчиков и юношей (худ.рук. Заслуженный работник культуры РФ А.Жуковский). Сразу после «Тарантеллы» дирижёр пригласил на сцену свою землячку – студентку нижегородской консерватории, и та убедительно и уверенно продирижировала хором. Но если бы можно было передать выражение лица художественного руководителя, переживающего за свою юную подопечную!.. Здесь, в один миг слились, и благородство, и связь поколений, и честное служение Музыке… Красивое мгновение!..

Многие коллективы при исполнении русских народных песен использовали ставшие уже традиционными – различные ударные и шумовые эффекты с элементами костюмирования. А для тамбовской арт-студии «Пятый океан» (рук. А. Бушева) синтез пения, поэзии, хореографии и театра – основная форма исполнительства. В таком сочетании мне видится определённый путь развития слияния различных видов искусств, истоки которого, возможно, могут наблюдаться в созданной ещё лет 30 назад М.Л.Таривердиевым Творческой лаборатории «Третье направление», где сочетались, казалось бы, далёкие и несовместимые направления в музыке: академическое и эстрадное.

А кульминацией в этом плане. пожалуй, можно считать выступление Саратовского Губернского хорового театра (худ.рук. Лауреат международных конкурсов, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л. А. Лицова) на закрытии фестиваля. Именно ей принадлежат слова, на мой взгляд, максимально ёмко выразившие профессиональный подход в музыке. Память о Л. К. Сивухине «не даёт расслабиться и опустить руки, не позволяет ныть и сетовать на судьбу, не допускает возможности грешить с совестью, запрещает быть профессионалом «среднего» класса».

Символичен и трудно переоценим тот факт, что, как и три года назад, - на I Всероссийском фестивале, носящем имя Л. К. Сивухина, в рамках данного форума был проведён конкурс учащихся хоровых отделений средних специальных учебных заведений России. Высокое жюри возглавил Народный артист РФ, композитор, профессор Московской консерватории им.П.И. Чайковского В.Ю.Калистратов. По окончании конкурса в конференц – зале консерватории состоялся обстоятельный разговор дирижёров-преподавателей колледжей и вузов страны на тему «Хоровое исполнительство на современном этапе». Я горячо убеждён, что эти три волнующих тура с разными видами дирижёрских заданий молодые музыканты запомнят на всю жизнь – высокий статус фестиваля, в рамках которого конкурс состоялся, и имя Л. Сивухина – к этому обязывают.

А фестивальная афиша продолжала радовать – Ивановский Камерный хор творческого объединения «Шереметев – центр» (худ.рук. - ученик Л. Сивухина Е. Бобров). Со сцены дирижёр напомнил мне русского былинного богатыря, уверенно ведущего за собой своих духовных единомышленников. Именно духовная музыка, на мой взгляд, стала доминантой в выступлении данного коллектива. А в память о своём наставнике дирижёр представил свою – взволнованную версию «Зимней дороги» В.Шебалина.

В один вечер с ивановцами на сцене консерватории выступил Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», созданный в 1973 году Л. Сивухиным, а в этом марте отметивший своё 35-летие. Руководит коллективом ещё один сивухинский ученик – Заслуженный артист России Б. Мокеев. Широк исполнительский диапазон хора: от шедевров забытого прошлого до новейших партитур современных композиторов. Мне как автору музыки тоже посчастливилось пережить радостные мгновения сотворчества с этим замечательным коллективом! И особенно дорого, что в этот вечер прозвучало сочинение «Памяти Учителя» в исполнении сводного хора ивановцев и нижегородцев. Реакция зала, добрая оценка коллег и едва сдерживаемые слёзы дочери Льва Константиновича для меня – высшая награда и память навсегда…

Слово «память» благодарно звучало во все дни фестиваля. И со сцены, и вне её вспоминали ушедших от нас консерваторских педагогов – дирижёров: Е. Гаркунова, М. Саморукову, Г. Годзевича, В. Изюменко, А. Шестакова и, конечно же, - мальчишек – капеллан…Один из концертов целиком был посвящён памяти Заслуженного деятеля искусств России, профессора, капелланина Г.П.Муратова. Свой поклон Мастеру в слове и в музыке выразили многие коллективы. Первым цветы возложил хор Нижегородского лингвистического университета (рук. Заслуженный работник культуры РФ В. Сладченко ), в основе репертуара которого – муратовские аранжировки и переложения. Из прозвучавшего – обратило на себя внимание сочинение «Сакура», исполненное на японском языке, с восточным колоритом, изящными синкопированными перекличками и стреттной кодой, в которой, кажется, растворился нежный аромат расцветающей сакуры.

Академический хор ДК Газ «Виват» (худ.рук. Заслуженный работник культуры РФ – А.Макарова) отличает насыщенный, колоритный тембр женской группы и смелый поиск своего репертуара. В этом году коллективу испонилось 75 лет (!). Он – ровесник Горьковского автозавода, построенного в далёком 1932 году. Разве это не уникально?!. А основоположником хора стал музыкант – просветитель В.П.Малышев, создавший позже – в 1946 году Горьковскую капеллу мальчиков. И одним из руководителей автозаводского хора в прошлом был Г.Муратов.

С особой теплотой хочется назвать имена дирижёров – капеллан. Все они достойно поддерживают высокий уровень хорового искусства не только нижегородского края, но и далеко за его пределами. Это – Заслуженный работник культуры РФ С.Смирнов (Детская хоровая студия «Камертон», молодёжный хор «Возрождение», хор музыкального колледжа им.М.А. Балакирева); Лауреат международного и всероссийских конкурсов Е.Макаров – с хором юношей хорового колледжа; А.Орлов, представивший, как всегда, высококачественное мастерство мальчишек – капеллан. Отрадно видеть, как высоко в своём исполнительском искусстве взлетел «Жаворонок» (худ.рук.- Заслуженный деятель искусств РФ А.Ежов и дирижёр младшего хора В.Кожухин).. И этот список можно долго продолжать. (Да простят меня те, кого я в рамках этой заметки просто не успел назвать!). Перечисляя дорогие имена, мне хочется подчеркнуть главное – какая же это могучая, выращенная на лучших традициях, творческая сила! Именно о таких «Мастерах и мастеровых», на которых всё незыблемо держится, писал в своей одноимённой поэме поэт Р.Рождественский. И, как выпускник Капеллы, я горжусь, что музыкантов этих воспитала школа Сивухина!..

Высокую марку нижегородской хоровой культуры поддержали хор Университета им.Н.И.Лобачевского (рук.Л.Ерыкалова), Образцовый детский хор «Юность» (рук.А.Пухова), ансамбль мальчиков «Юнга» (рук.Л.Хазина), Академический хор мальчиков и юношей под руководством Л.Дубровиной.

Хор студентов Нижегородской консерватории имеет богатую полувековую традицию. В разные годы с ним работали выдающиеся дирижёры – Е.Гаркунов, Л.Сивухин, В.Куржавский, Г.Муратов. Нынешний руководитель – Заслуженный работник культуры Удмуртии Б.Маркус достойно продолжает лучшие традиции коллектива. Проникновенно и светло прозвучал женский хор консерватории под управлением профессора Н.Покровского, а Р.Зиганшин привнёс в эту тёплую палитру яркость национальных красок.

Географию фестиваля расширили юные «Орлята» из Кирова (рук. В.Кремов, И.Халявина). А город Саров представляли сразу два коллектива – детский и взрослый, в чём безусловная заслуга руководителя М.Тараевой. Их ближайшие соседи – арзамасцы – привезли на праздник ансамбль «Камертон», организованный на базе музыкального училища (рук. Л.Зубанова).

Приехали гости из республик. Так, созданный в 2005 году выпускницей нижегородской консерватории А.Бабак хор мальчиков «Клаксон» из Ижевска, стал на форуме посланцем Удмуртии и был тепло встречен слушателями. Башкортостан был представлен хором Октябрьского музыкального училища и запомнился своими народными песнями (рук. Ю.Исаева).

Народный артист России Э.Маркин привёз из Владимира свой известный в стране и за рубежом коллектив – капеллу мальчиков и юношей, являющуюся частью уникальной концертно-образовательной организации «Центр Хоровой Музыки Владимиро-Суздальской Руси», возрождающей традиции церковного музицирования. Хор много гастролирует на самых престижных сценах, и участие его в музыкальной декаде, конечно же, украсило хоровой праздник.

Капелла Московского Кремля (рук. Заслуженный артист РФ Л.Панкратов) продолжает духовно – просветительские традиции Иоанно-Дамаскинского церковно-певческого Братства, существовавшего с 1912 по 1917 годы. Коллектив является официальным Ансамблем Московского Кремля и благословлен Патриархом Всея Руси Алексием II. И руководитель, и участники хора – бывшие выпускники Горьковской капеллы, и это единое понимание в сотворчестве даёт самые высокие результаты. Для меня стало приятной неожиданностью, что одну из наших работ особо отметил известный в хоровом мире композитор В.Калистратов.

Если же говорить о звучавшей на фестивале музыке, то сложится целая мозаика в пространстве веков и материков: от барокко – до спиричуэлс. Прекрасно, что все выступавшие коллективы пели произведения Л.Сивухина: философский «Поклон», драматичная «Дорога», простодушно – улыбчивый «Мишка», героический «Юнга», обработки русских народных песен. И всё это гимнично венчало короткое, но, как завет, ёмкое сочинение «Покуда кровь моя бурлит…»

Не могу не сказать добрые слова в адрес музыковедов Л.Тищенко и Е.Бодряшкиной, интересно проведших слушателей по фестивальному руслу в течение хорового марафона.

Есть в Большом зале Нижегородской консерватории галерея портретов композиторов, создавших всё лучшее в мировой музыкальной культуре. С одной стороны – западноевропейские музыканты, с другой – русские. Все они оставили на земле свой неповторимый след. И так символично, что в дни фестиваля рядом с портретом М.Глинки, чьё имя носит консерватория, был портрет Л.Сивухина, - Человека, отдавшего жизнь Музыке и людям.

«Музыкальная Академия» №3 2008 г.