В недавней радиопередаче «Молодёжного канала» корреспондент обратился к десятиклассникам: «Какие вы видели постановки в музыкальных театрах? Каких знаете дирижёров?». Вопросы для выпускников оказались неразрешимыми.

И тогда их задали учителям. Ответы оказались достойны ответов учеников. Только трудное это «достоинство». И здесь (в который раз!) встаёт проблема музыкально-эстетического воспитания в средних школах. Не знать Толстого, Достоевского, Пушкина, Шолохова считается зазорным, не знать Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича – это «норма»!

Видимо дело – в самой постановке процесса обучения музыке в школе. Не секрет, что уроки музыки нередко заменяются уборкой школьной территории или же проводятся без той самой души, без которой музыка просто не существует. Так и складывалось годами отношение ребят к предмету, к музыке. Не сумели они овладеть азами постижения музыкального творчества. Увы, без этой азбуки, основанной на тонкости души, - остальное невозможно. Ещё Шекспир заметил, что «любой упрямый, чёрствый, лютый нрав преображает музыка на время. А кто её в своей душе не носит и к сочетанью сладких звуков глух, тот создан для измен, разбоя, плутен, не верь такому!»

Аксиома: музыка и нравственность неразделимы.

Но до сих пор разговор шёл об общеобразовательной школе. А что же музыкальная? Аккумулируя в себе огромный заряд духовности, значительно выходя за рамки собственно понятия музыки, обучая классике, народному искусству, музыкальная школа оставляет в стороне огромный пласт, именуемый эстрадной музыкой. Выпускники музыкальных школ, научившиеся разбираться в академическом репертуаре, в подавляющем своем большинстве лишены ценностных ориентиров в «лёгком» музыкальном жанре.

Что ж, в рамки программ обучения это действительно не входит. Но и не замечать этой музыки, думаю, никак нельзя. Ведь по статистике того же «Молодёжного канала» более 70 процентов молодёжи в свободное время предпочитают слушать по радио и смотреть по ТВ эстрадные программы.

Сейчас мир молодых как бы раскололся на два направления: на тех, кто любит рок, и кто его не любит. Для одних – это вся жизнь, и неважно уже, являются ли они активными участниками творческого процесса или просто слушателями. Девиз этой группы молодёжи заключен в известной песне «Рок – круглые сутки». Другие же, наоборот, услышав первые звуки рок-музыки, сразу выключают радио. Есть, конечно, молчаливые, третьи… Но не о них сейчас разговор.

Не секрет, что рок – искусство давно уже вышло из области просто музыки в область социального явления. Выросший на ритмах негритянского блюза, претерпевший невиданное количество всевозможных изменений, на сегодняшний день рок представляет собой широко разветвленное музыкальное направление. Беседуя с молодыми людьми об искусстве и молодёжной музыке, я пытаюсь выяснить: что же для них значит рок, как они его понимают, словом, - что это такое? И, к огорчению, почти всегда меня ожидает только разочарование, потому, что ответа я не получаю. Либо в конце концов звучит честное: «Мы не знаем…».

И все-таки попытаемся определить суть предмета, вокруг которого развернулось столько споров. На самом деле - в понятие рок музыки каждый часто вкладывает свой музыкально - слуховой и жизненный опыт, свои привязанности и симпатии. Это всё естественно и вполне объяснимо: кому-то нравится текстовая сторона, кому-то – свобода высказывания и поведения музыкантов на сцене, а зрителей – по ту сторону ее; кто-то ценит в роке потрясающее по воздействию на человека пиршество ритма; а кто-то ходит на концерты просто «так», за компанию, «выпустить пар» - как на стадион. А ведь явление это достаточно неординарное и никак не укладывающееся в какую-то одну-данную раз и навсегда-характеристику, ибо рок даёт жанровую направленность.

По словам художественного руководителя «Арсенала» Алексея Козлова, рок можно сравнить со стволом дерева, от которого отходят различные музыкальные ветви – фолк-рок, джаз-рок, рок-опера, рок-оратория, рок-месса, «тяжёлый» рок, «металл» и т.д. И почему-то приверженцы одного из них направлений нередко довольно скептически, а порой и пренебрежительно относятся к иным музыкальным побегам, считая это не роком или, по крайней мере, не «тем» роком. Чаще всего такое отношение проскальзывает со стороны поклонников наиболее агрессивных проявлений рока – тяжёлого и металлического.

А ведь именно в таких направлениях как арт-рок (арт - в переводе означает искусство), симфо - и джаз-рок, фьюжн – проявляется наиболее полно и талантливо тот сплав, та «золотая середина», которая с лихвой способна удовлетворить и обрадовать настоящего ценителя музыки независимо от привязанностей его к академическому, серьёзному направлению или року. Здесь есть главное – музыкальная мысль, обрамлённая в развёрнутую форму, нередко близкую структурам классической музыки. Очень хочется, чтобы юные слушатели обращали внимание не только на легко усваиваемый «балдежный» «металл», но и на другие, более интеллектуальные виды рок-музыки.

Вспомним школьный закон физики. Если поставить два маятника рядом и один из них привести в движение, то от его колебаний начинает раскачиваться и другой. Человек – существо, чья жизнь без ритма немыслима. Мы подвержены и привыкли к смене времён года; к суткам, разделённым на день и ночь и т.д. – т.е. ритм заложен с генами в нашем организме. И вот это обстоятельство и становится главным для раскачивающихся на сцене «металлических маятников». Здесь уже не грех дать ход всем имеющимся средствам – пустить дым, что-то невнятное выкрикнуть, подскочить; словом, атрибутика – явно не из музыкальной лексики, а точнее, - ничего общего вообще с музыкой не имеющая. Но вот представим себе, что оглушённый громкостью до исступления зал «завёлся». В кого только превращаются люди?! Ответные крики несутся уже из зала, откуда виден лес поднятых с растопыренными пальцами рук. Такая музыка травмирует нервную систему человека, возбуждает тёмные пласты подсознания, самые примитивные эмоции, провоцируя тупую агрессивность и глухое беспредметное раздражение. Она способна поставить человека на грань преступления и поможет переступить эту грань. Именно к таким выводам пришли учёные, исследовавшие рок у нас и за рубежом.

Помнится, какое огромное впечатление произвёл тот разительный контраст, сказавшийся в звуковом и видеоряде в запомнившейся передаче «Утренняя почта в гостях у «Лестницы Якоба», когда после шумных конвульсий нашего «Круиза» вдруг откуда-то возник полный благородства, внутреннего темперамента и красоты голос американской певицы Элизы Фиореллы. Вот тебе и пресловутый крикливый Запад!

К сожалению, выступления на эстраде зачастую превращаются в неприкрытое заигрывание с публикой, где главным становится не музыка и её содержание, а демонстрация нарядов и тела.

А как реагировать на это молодёжи, к какому берегу прибиться: с одной стороны, - дешёвая пустота эстрады, а с другой, - «металлический» грохот?

Вероятно, прав руководитель «Машины времени» А. Макаревич, который как-то осторожно сказал, что весь бум вокруг «металла» кончится в тот день, когда в «Детском мире» в свободной продаже появятся его аксессуары – «напульсники» и «шиповки».

И всё же так хочется, чтобы молодёжь не была падкой на яркое, блестящее, шумное.

«Молодой Ленинец» 8 января 1989 г.